Музейный квест «Повседневная жизнь наших предков».
Подготовили:
руководитель школьного музея «Марьинское подворье» Жолобов Алексей Анатольевич,
ученик 7 «М» класса
Сидорин Владимир.
Сценарий музейного квеста «Повседневная жизнь наших предков».
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, обычаях и традициях в конце XIX – начала XX веков.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, чугунок, ухват, кочерга, коромысло, прялка, утюг, самовар и т.д.).
2. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
3. Приобщать детей к миру прекрасного через социокультурную среду музея.
4. Формировать потребность в изучении обычаев и истории русского народа с помощью музейных уроков.
Продолжительность: 30 мин.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ, беседа, загадки, вопросы, чтение стихов, разгадывание кроссворда.
Наглядные: рассматривание старинных вещей.
Практические: умение пользоваться ухватом, кочергой, коромыслом и т.д.
Участники: ученики 1 - 4 классов.
Детей встречают у входа в музей ведущий и хозяйка русской избы.
Ведущий(ведущие):
Здравствуйте, участники игры!
Вы уже бывали в нашем школьном музее «Марьинское подворье». Сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в музейном квесте.
Квест – это игра, в которой нужно хорошо подумать, поискать подсказки и решить различные задачи и головоломки. Тема нашей игры «Быт наших предков».
Ведущий(ведущие):
Центром русской избы была печь. А вы знаете, что в нашей стране у печки есть праздник?
19 мая считается днем рождения русской печи (фотография печки).
В печах сушили яблоки, груши, вишни и другие фрукты. В печах мылись. Хорошо протопленную печь подметали, удаляли угольки, стелили солому. Залезет мать в печь и поочередно моет ребятишек, потом мылась сама. В печи можно и париться: достаточно было плеснуть на свод воды или настоя трав и лечь, высунув голову наружу.
На печи, на лежанке спали обычно старики и малые дети. Если человек где-то сильно замёрз, то достаточно было поспать на хорошо прогретых кирпичах печи – и встает человек утром здоровым.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какой русский богатырь 33 года сидел на печи?
(Ответ детей).
Ведущий(ведущие): А сейчас, ребята, давайте поиграем.
Условия игры заключаются в следующем: чтобы хозяйка сварила нам вкусные щи вам необходимо выполнить 3 заданий, найти 3 ключа-подсказки и тогда хозяйка приготовит и достанет на из печи это великолепное кушанье.
А теперь прослушайте Правила игры.
Команда идет по маршруту от таблички с заданием №1, затем к табличке с заданием № 2. И в самом конце игры к табличке с заданием №3. Приступать к следующему заданию можно только правильно выполнив предыдущее. А помогут вам в выполнении задания различные подсказки.
Старт игры начинается со таблички №1, где находится конверт с 1 заданием.
1 задание. Разгадывание кроссворда.
1. Три братца
Пошли на речку купаться.
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (ведра и коромысло)
2. Кругло и широко,
Дыр много,
А пролезть нельзя. (сито, решето)
3. Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встаёт,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальёт.
(самовар)
4. Еду хватает, а сам голодает.
(ухват)
5. Посмотрите, какова!
Нрав совсем не робкий!
Я ворочаю дрова
В раскаленной топке. (кочерга)
|
|
|
|
1. |
В |
Е |
Д |
Р |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Р |
Е |
Ш |
Е |
Т |
О |
|
|
|
3. |
С |
А |
М |
О |
В |
А |
Р |
|
|
|
|
|
|
4. |
У |
Х |
В |
А |
Т |
|
|
|
5. |
К |
О |
Ч |
Е |
Р |
Г |
А |
|
|
|
|
|
Ведущий(ведущие): Какое слово у вас получилось в выделенном столбце?
ДРОВА.
2 задание .
В найденном конверте - тексты загадок. Дети должны их разгадать и найти предметы-отгадки в музее.
1 загадка.
Воду дед носил с утра
Каждый день по два ведра
На плечах дугой повисло
Держит ведра… (коромысло).
2 загадка.
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море. (утюг)
3 загадка.
Верчусь, верчусь - не потею,
Только более толстею (веретено).
4 загадка.
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди,
И плели из лыка,
А чтоб с ножки не спадали,
Их верёвкой привязали. (лапти)
В валенке дети находят конверт с заданием №3.
5 загадка.
От мороза и пурги
Есть из шерсти сапоги. (валенки)
В валенке дети находят конверт с заданием №3.
3 задание.
Ведущий(ведущие): Перед вами карточки с изображениями предметов быта. Вам нужно выбрать предметы, которые находятся у нас в музее. (Дети находят предметы). А теперь давайте назовем русские сказки, где они встречаются. (Дети называют сказки).
Ведущий(ведущие):
Вот и вернулись мы опять к печке. Ведь недаром о печке не только сказки сложены, но и красивые стихи.
Хозяйка читает стихотворение.
Печка в доме – мать родная.
Без неё – хоть помирай.
Кто в деревне жил, тот знает,
Что без печки рай – не рай.
Печка вам не просто место,
Где горит охапка дров.
На печИ подходит тесто,
Что для завтрашних хлебов.
Много я ходил по свету,
Что ни пробовал и где б -
Ничего вкуснее нету,
Чем простой домашний хлеб.
Здесь же, в дальнем уголочке,
На кирпичный тёплый под
Лёг, свернувшийся клубочком,
Главный житель дома - кот.
Сбоку, где обогреватель
Потеплей, уж много лет
Греет кости на полатях
Добродушный старый дед.
Даже там, внизу, под печкой,
Где во тьме не разглядишь
Ничегошеньки без свечки,
Есть душа живая – мышь.
Всех-то печка обогреет,
Приласкает, даст покой.
Это вам не батарея
Радиаторов с трубой.
Всех, как мамка приголубит,
С ней и пища, и ночлег.
Потому её так любит
Всякий русский человек.
Пусть размер избы не слишком,
Да зато стоит в ней печь.
Хватит места ребятишкам,
Хватит всем с морозу лечь.
На её спине горячей
Исцелилось русских тел
От докучливых болячек!
Только тем народ и цел.
А ещё: всегда томятся
В чугунке большом в печИ
Из капусты кислой, с мясцем,
Да наваристые щи.
Печь – кормилица народа!
В ней умеют мастера
Каши в годы недорОда
Наварить из топора.
Протопить её не сложно.
Нет дровишек? Не беда.
Кизяком, соломой можно,
Камышами из пруда.
А уж если протопили,
Прокалили кирпичи –
Будут вам парёнки или
Караваи-калачи.
Печь - не мебель из салона,
Вроде шкАфа и скамьи.
Печь - предмет одушевлённый,
Равноправный член семьи.
Ведущий Может быть, она нас и накормит? Кто хочет узнать, что она нам приготовила? (Хозяйка ухватом достает чугунок из печи).
Итак, давайте подведем итоги. Сегодня мы с вами научились работать в группе и выполнили много заданий. А наша добрая хозяйка приготовила нам вкусные щи. Спасибо Вам за участие!!!