Школьный обмен как форма социальной адаптации 26.02.2017

Сегодня в реализации молодежной политики появляются новые приоритеты: на первый план выходит создание эффективных механизмов включения молодых людей в созидательную деятельность. Становление личности происходит при восприятии опыта, ценностных ориентаций данного общества и культуры. В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается уклон на развитие соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость формирования личности через общение, обучение, воспитание через практическую, а именно проектную деятельность возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это.

Большая часть молодежи понимает, что конкурентно способными, успешными на современном рынке труда являются не просто люди, обладающие дипломами и профессиональными знаниями, но и имеющие позитивный опыт общественной работы.

Молодые люди умеют создать команду, принять нестандартные творческие решения, защитить проект, презентовать себя и свои идеи. Во многом растущая активность молодежи определяет и рост поддержки деятельности общественных молодежных формирований со стороны государства.

Одним из важных направлений осуществления молодежной политики является укрепление межрегионального и международного сотрудничества. Приобщение молодого поколения к регулярному международному сотрудничеству воздействует на формирование личностных качеств, необходимых для успешной социальной адаптации, участия в диалоге культур, уважения к родной культуре.

Программа международного школьного обмена — это реальный способ воспитать молодежь в духе взаимопонимания, толерантности, уважения к этническим и культурным различиям, свободы от националистических стереотипов и предрассудков.

Ни для кого не секрет, что хорошие знания иностранных языков являются исключительно важным требованием ко всем тем, кто хочет принять участие в конкурсе на получение престижной и высокооплачиваемой работы. Знание иностранных языков расширяет кругозор и делает внутренний мир богаче.

Цели и задачи.

  • Как и любой проект, наш школьный обмен и социальные практики внутри обмена имеют свои цели и задачи.
  • Незнакомая среда, где школьники вынуждены говорить на немецком языке, является одним из мотивов повышения интереса к иностранным языкам. Повышается интерес к культуре страны путем расширения и углубления знаний по предмету. Хорошо известно, что иностранный язык необходимо изучать в условиях максимально приближенным реальным. Что весьма проблематично в условиях школьного обучения. Школьный обмен создает ситуации реальной потребности в использовании иностранного языка. В этом проявляется образовательная цель проекта.
  • Участники обмена размещаются в семьях, что помогает им познакомиться с культурой, традициями, праздниками и буднями обычных семей. Теплые семейные взаимоотношения, которые устанавливаются в семьях, и личная симпатия, возникающая в процессе общения, способствуют разрушению предрассудков и стереотипов и расширяют восприятие мира. Знакомство с культурой страны развивает толерантность, учит с уважением относиться к этническим и культурным различиям. Таким образом, путём развития международного сотрудничества осуществляется воспитательная цель проекта - социализация и адаптация учащихся в иной культурной и языковой среде.
  • Необходимо отметить еще одну важную цель - это развитие социальной компетенции. В ходе обмена участники представляют собой весьма разношерстную группу подростков, в которой самым главным является правило – принимать решения совместно, учитывая интересы каждого, в чем-то отказывать себе в пользу интересов другого. Ребята учатся не уходить от ответственности, помогать друг другу, включаться в рабочие моменты, и что наиболее важно – совместно организовать досуг.

Выделяются следующие задачи:

  • Пропаганда изучения иностранных языков;
  • Создание в школе условий (в т. ч. использование проектного метода) для получения необходимых знаний, умений и навыков владения иностранными языками;
  • Обеспечение интеграции основного и дополнительного образования путем расширения социального партнерства;
  • Создание и укрепление связей с социальными партнерами.

Задачи реализуются в школе посредством конкретной организации внеклассной работы, используя широкий выбор форм:

  • конкурс
  • соревнование
  • праздник, игра, викторина
  • экскурсия
  • прогулка, поход
  • круглый стол
  • театральные фестивали

Таким образом, можно выделить следующие направления видов деятельности:

  1. Социальная деятельность.
  2. Проектно-исследовательская деятельность
  3. Экологическая деятельность.
  4. Спортивно-оздоровительная деятельность
  5. Творческая деятельность

Социальная деятельность направлена на формирование положительной мотивации школьников к активному участию в жизни общества как внутри страны, так и за рубежом.

Рычкова Оксана Викторовна

руководитель школьного обмена